Saturday, November 23, 2013

Английский язык: Нуб для нубов.

Краткая шпаргалка по построению английских предложений.

Настоящее время

I do go. - Основа всех предложений. Повествовательное, простое, настоящее время "Да хожу я!"
I - кто делает
do - вспомогательный глагол - показывает отношение говорящего.
go - глагол, показывающий действие

Самые распространенные вспомогательные глаголы:
  • Do - я это делаю
  • Can - я это способен сделать
  • May - мне это разрешено сделать
  • Will - хочу
  • Shall - это следует сделать
Иногда в качестве вспомогательных используются глаголы
  • Be - быть
  • Have - иметь
но о них чуть позже.

Чаще это предложение I do go упрощают, выкидывая вспомогательный глогол do
I go. - Сокращенная форма предыдущего варианта - не такая экспрессивная, просто: "Я хожу".

Чтобы задать вопрос, надо переставить местами вспомогательный глагол и подлежащее.
Do I go? - "Хожу ли я"?

Чтобы задать более конкретный вопрос, надо вначате поставить вопросительное слово "Что-где-когда - What-Where-When"
  • Where do I go? - "Куда я хожу"
  • Where do I go from? - "Откуда я хожу"
  • What do I do? - Что я делаю? - Да так бывает: одинаковые глаголы и вспомогательный и основной.
Чтобы сделать отрицание, надо поставить not после впомогательного глагола
I do not go. "Я не хожу"

Можно сделать и отрицание и вопрос
Do not I go? "Не хожу ли я?"

В настоящем времени первый глагол получает суффикс "S", если он стоит после He, She, It или слова, его заменяющего
  • He does go. "Да идет он!"
  • He goes. "Он идет".
  • Cat goes. "Кот идет"
  • It moves. "Оно двигается"
  • Does it go? "Оно идет?" 
  • They go. "Они идут" (суффикса нет, т.к. They - это не She He It)

Прошедшее время

Все как в настоящем, но первый глагол в цепочке "корежится" - ставится в прошедшее время.
  • Do->did
  • Go->went
  • Write->wrote
  • Need->needed
В школе мы проходили "вторую форм глагола", так вот это она и есть.

Большинство глаголов просто получают суффикс -ed, но есть пара десятков глаголов, которые просто надо запомнить (и в школе мы их учили).

Все примеры настоящего времени переписанные в прошедшем:
  • I do go -> I did go. - "Да ходил я!" 
  • I go. -> I went. - "Я ходил".
    Кстати если забыли форму прошедшего времени, используйте did!
    например "Я знал" можно сказать "I knew",
    а можно выкрутиться и сказать "I did know", если не помните knew.
  • Do I go? -> Did I go? - "Ходил ли я"?
  • Where do I go? - Where did I go?  "Куда я ходил"
  • What do I do? - What did I do? - Что я делал?
  • I did not go. "Я не ходил"
  • Do not I go? -> Did not I go "Не ходил ли я?"

В прошедшем времени никакого суффикса "S" не исользуется, т.к. первый глагол и так "покорежен".
  • He does go. -> He did go. "Да ходил он!"
  • He goes. -> He went. "Он ходил".
  • Cat goes. -> cat went. "Кот шел".
  • It moves. -> It moved. "Оно двигалось"
  • Does it go? Did it go? "Оно шло?" 
  • They go. -> They went. "Они шли"

Будущее время

Будущего времени в английском языке нет. Совсем.
Все говорится в настоящем или прошедшем.
Например "Автобус прибывает завтра". -> "The bus arrives tomorrow".

Есть пара вспомогательных глаголов, который часто используются, когда говорят про будущее
"Will" -> планирую делать, потому, что так хочу.
"Shall" -> следует делать, потому, что так принято.

Например
  • I will go -> я собираюсь пойти.
  • The car shall stop at the intersection. -> машина остановится на перекрестке (машине следует остановиться).
У этих глаголов есть прошедшая форма
  • Will -> Would
  • Shall -> Should
Если она используется сама по себе, это мягкий сослагательный вариант,
  • "я бы пошел бы" -> "I would go".
  • "Нам бы сделать это". -> "We should do that".
Но есть одна хитрость, когла мы описываем действия в прошлом.
Например, сейчас вторник, и я говорю "если бы мы сдали экзамен вчера, мы бы пошли на след. день в бар".
  • Сейчас вторник.
  • В тесксте говорится про вчера, то есть про понедельник.
  • Будущее относительно этого текста - это вторник.
  • Но это не сегодняшний вторник, а вторник, который произошел бы, если бы "мы cдали экзамен".
  • Поэтому нельзя сказать "If we passed exam, we will go to the bar".
  • Потому, что will - это не планы на сейчас, а вчерашние планы "если бы".
  • Надо говорить would: "If we passed exam, we would go to the bar".

Я-КАКОЙ (Когда глагола нет)

В русском языке есть предложения "Кролик розовый". "Я умный". Без глагола.
В аглийском в этом случае используется глагол "be" - "быть".
Надо сказать, в древнерусском тоже использовался глагол "быть": "Аз есмь царь".

Нормальные глаголы имеют всего две личные формы:
  • c "-S"  - если (he she it),
  • и без "S" - во всех остальных случаях.
To be - самый ненормальный глагол. вот его формы:
  • I: AM
  • we-you-they: ARE
  • he-she-it: IS.
и в прошедшем времени
  • I-he-she-it: WAS
  • we-you-they: WERE.
Примеры
  • "Кролик розовый". -> "The hare IS pink".
  • "Я умный". -> "I AM clever"
  • "Мы были разозленными" -> "We were angry"
В вопросах и отрицаниях все так же, как с do:
  • Am I clever? -> Я умный?
  • The hare is not pink -> Кролик не розовый.
Прошедшее время точно такое же:
The hare WAS pink -> Кролик был розовым.

Делающий

В английском языке можно из любого глагола сделать активное длительное причастие - просто добавить в конце "ing"
"идет" -> "идущий"   "go" -> "going"

Эти причастия можно использовать где угодно:
  • "Я вижу идущего человека" -> "I see a going man".
  • "Пишущий письмо человек часто делает ошибки". "A man writing a letter often makes mistakes."
Но у этого причастия есть очень необычное для русского слуха применение.
Американцы часто комбинируют "Я - какой" и "Делающий".
Например, они могут сказать не "Я читаю письмо", а "Я есть читающий письмо". "I AM readING a letter".
Это предложение обозначает что действие делается прямо сейчас, во время произнесения фразы.
В русском языке тоже есть разница между "Я хожу" (I go) и "Я иду" (I am going).

Естественно, "BE doING" - самое обычное предложение, его можно использовать
  • и в вопросах (Am I reading? How are you doing?)
  • и в прошедшем времени (I was driving a car)
Его можно использовать и для будущего времени
Я собираюсь идти завтра:"Tomorrow I AM goING to go"

Часто такое предложение комбинируется с другими, чтобы сказать, что что-то произошло, в процессе чего-то: "Я увидел ее, когда шел в бар".
I saw her when I was going to the bar.

Делай!

Do!
Если в английском предложении нет полежащего, это призыв.
Go home! - Домой!

Утро. Зима.

Если в русском предложении нет подлежащего, в английском надо использовать It.
It is morning. It is winter.

Идет дождь. -> It rains. Просто запомните это. В данном случае rain - это глагол.

ЕСТЬ такая страна... -> THERE IS a country...

У меня есть

Русские говорят у меня/него/нее/кота ЕСТЬ то-то и то-то.
Американцы говорят я/он/она/код ИМЕЕТ то-то и то-то.
Глагол HAVE является самым обычным и используется наравне с изученными DO/BE/WILL.

  • У меня есть кот -> I have a cat.
  • У кота есть хвост -> The cat has a tail.
  • У нее есть дом -> She has a house.


Прошедшее время и вопросы делаются аналогично предыдущим:
I had a hat. Была шляпа.

В случае с вопросами и отрицаниями есть тонкость, добавляйте got. или используйте "Do you have". Не оставляйте have единственным глаголом в предложении.

  • Have you (got) a pen. Ручка есть?
  • Do you have a pen? Ручка есть?

Сделанный

Из каждого глагола можно сделать еще одно причастие. Но в отличии от -ing, это причастие пассивное и завешенное.

  • Write - Written. Пишет - Написанный
  • See - Seen. Видит - Увиденный
  • Trust - Trusted. Доверять - доверенный.
  • Die - Died. Умирать - Убитый.
  • Be - Been. Быть - Оказаться не по своей воле.
  • Это хорошо знакомая по школе треться форма глагола.

Ее можно использовать саму по себе.
Я бросаю сдохшую машину на полдороги домой. -> I leave my died car halfway to home.
Законченная работа радует. Finished work pleases.

Но существует пара особенно распространенных применений этого причастия:

  • Я сделал работу == У меня есть сделанная работа (I have done work)
  • Работа сделана == Работа есть сделанная (The work is done).

В сущности это два обчных применения двух уже изученных форм

  • У_МЕНЯ_ЕСТЬ + СДЕЛАННЫЙ
  • Я_КАКОЙ + СДЕЛАННЫЙ

Но почему-то в русской школе это проходят три года.

Теперь попробуем скомбинировать все получившееся

  • I am in Russia - я в России
  • Been in Russia I visited Mosсow - Будучи в России я посетил Москву.
  • I have been in Russia - Бывал я в России.
  • Be going - отправляйся!
  • I have been going to Russia. - Ездил я в Россию.
  • I have not been going to russia for many years. - Я не ездил в Россию многие годы.

Книгу прочитали много раз.

  • The book has been read many times.

Продолжение следует.

No comments:

Post a Comment